Прогноз погоды

О сайте


Участник конкурса сайтов педагогов


О воспитании гражданско-патриотических чувств

«Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» как результат поисково-исследовательской работы «Писатели-фронтовики Ангарска»

Патриотизм  —  многостороннее  явление.  Он  воспитывает  сознание,  формирует  мировоззрение  и  неотделим  от  формирования  особых  чувств.  В  патриотизме  воспитывается  воля,  определенный  долг  и  ответственность.  У  человека-патриота,  волевые  чувства  превращают  любовь  в  активное  действие.  Он  готов  защищать  Родину,  если  потребуется  —  отдать  жизнь.

Для  формирования  патриотизма  в  современном  мире,  самые  благоприятные  условия  имеются  в дополнительном  образовании,  поскольку  оно  ориентировано  на  способности  и  потребности  ребенка,  личные  интересы,  способствует  творческому  развитию,  создает  необходимые  условия  для  деятельности  и  проявления  активности.  Все  эти  факторы  и  способствуют  формированию  патриотического  воспитания.
Основные   задачи:

  • Развить  национальное  и  гражданское  самосознание  учащихся,  патриотическую  направленность  личности,  обладающую  качествами  патриота.
  • Формировать  патриотическое  мировоззрение,  направленное  на  воспитание  гражданина-патриота.
  • Создать  условия  для  проявления  патриотических  знаний  и  способностей.

Именно эти задачи я стараюсь реализовать на своих занятиях по программе «Литературное краеведение» с детьми 5-11 классов.

Программа рассчитана на 3 года обучения, два года  изучаем творчество ангарских писателей, устраиваем встречи с ними, бываем на городских литературных мероприятиях и презентациях новых книг. Третий год по программе предполагает  более детальное изучение биографии и творчества литераторов, дети исследуют, ведут архивные поиски.

Мы являемся организаторами муниципальных конференций по литературному краеведению. Самые интересные темы были исследованы, раскрыты учениками:

  • Светлое слово
  • Здесь Родины моей начало
  • Пою моё Отечество
  • Родной Ангарск, ты – дом наш и судьба
  • О подвиге, о доблести, о славе
  • Литературная карта Ангарска
  • Духовная красота русского человека в произведениях ангарских поэтов
  • Герой нашего времени
  • Любимому городу, с любовью
  • Почестей мы не просили, не ждали наград за дела. Нам общая слава России солдатской наградой была
  • Писатели  моего города с любовью о сибирском крае  

В копилку исследований был собран многотемный  исследовательский материал нашего объединения и школ города, принимавших участие в ежегодных конференциях. Этот исследовательский материал пополнил  краеведческий отдел нашей библиотеки.

В течение 12 лет моей работы с  детьми собраны большие писательские архивы ушедших писателей, живущих писателей. Имеем большой фотографический материал, экспонаты, заслуживающие внимание жителей города.  Все это позволило нам начать работу по созданию литературно-краеведческого музея.   Ангарские меценаты сделали и подарили нам стеклянные  выставочные витрины для экспозиций. Литературно-исторический материал нашего объединения пополняет 3-й год разделы моего сайта «Автограф».

Ведём книгу «Почётных гостей», где оставляют свои автографы гости-писатели  нашего литературно-краеведческого объединения. 

Вся эта работа направлена на развитие патриотических чувств, у детей возникает гордость за людей, живущих рядом с нами.

2015 год – год празднования 70-летия  Великой Победы, дал мне возможность по-новому посмотреть на проблему патриотического воспитания. Исследование биографий ангарских литераторов,  их творческих произведений показало, что многих из них, так или иначе, каснулась война.

В 2014-2015 году была проведена большая работа: обучающиеся собрали литературно-публицистический, исторический  материал о писателях-фронтовиках Ангарска. На сайте «Подвиг народа» нашли  архивный материал на писателя Михаила Ефимовича Шаганского: приказ от 5 ноября 1943 г. о награждении Орденом Красного знамени;  о ранении фронтовика. Прочли писательские произведения писателя – фронтовика  Валерия Анатольевича Алексеева. Побывали  на презентации вновь изданной книги фронтовички Инны Львовны Фруг (Лейдерман) «Запах гари», прочли эту повесть, написанную  в письмах. Организовали и провели  встречи с поэтом-фронтовиком, партизанским связным Березенковым Николаем Васильевичем. 

Всё эти мероприятия, оставили неизгладимый  след в восприятии и понятии детей истории нашего народа.

Мы собрали исторический материал на баннер - памяти  «Герои, ваш подвиг бессмертен! Вам слава на все времена!» о родственниках-фронтовиках педагогов и обучающихся Дворца творчества.

Итог всей нашей литературно-краеведческой деятельности:

  • записали писателей-фронтовиков, родственников участников ВОВ на городской сайт «Запиши деда в полк» и
  • 9 мая примем участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» с учащимися, их родителями, педагогами Дворца творчества на параде, где займём места с портретами фронтовиков на штендерах.  Писательские портреты займут почётное место в нашем Литературном музее.

      Пять огненных лет воевали,                                       Полмира с боями прошли,                                               Ни пяди врагу не отдали,                                                 Отчизну свою сберегли!                                                   Герои, ваш подвиг бессмертен,                                       Священны для нас имена!                                               Вы жизнь отдавали Победе!                                           Вам - слава на все времена!

Библиотекарь, педагог

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи»      В.Н.Краснова


Учу детей, дети учат меня...

 Май, 2009 г.

 

 

Развитие познавательного интереса как одно из главных условий для формирования у учащихся стремления  к саморазвитию

      

 

    Умение в организации педагогической работы с детьми, на мой взгляд, выражается в  развитии мотивации у детей к творчеству и познанию.

Дети должны с охотой заниматься любым видом творческой деятельности, тогда они не будут бояться трудностей, достигнут успехов в учёбе объединения, своей  школы.

Эффективность обучения определяется результатом: насколько ребёнок «на выходе» отличается от себя самого «на входе».

Начав   работу с учащимися литературно-краеведческого объединения «Автограф»,  в плане развития знаний, умений, навыков по  предмету своей программы, а также развития, интеллектуального и личностного роста, я понимала, что предметы истории, литературы, географии и много других сопутствующих и развивающих предметов, это не предел Министерской программы «Литературное  краеведение». Важно пробудить интерес учащихся к литературе нашего Сибирского края, в частности к истории и литературе города, в котором мы живём. Я понимала, что историю, культуру города надо начинать хотя бы с небольшого знакомства истории Иркутской области. Это не только исторические, литературные уроки-беседы, но в первую очередь экскурсионные загородные и городские «уроки-путешествия».

За прошедшие пять лет, а осенью 2009 года нашему объединению «Автограф» исполнилось эта дата, я с ребятами, с их родителями много путешествовали за пределами Ангарска: Кругобайкальская железная дорога, Иркутские музеи, Усольский краеведческий музей, Тальцы, Листвянка, а также посетили все возможные музеи нашего города.

В библиотеку Дворца я собираю старые бытовые вещи начала XX века: крынки, угольный утюг, чугунки, веретено, старые навесные замки, ножницы, ложки, самовары и мн.др. Всё это история нашего края, которую можно видеть и потрогать, подержать в руках.  На своих занятиях истории, литературы края, мне часто приходиться пользоваться этими предметами, они являются полноценными аргументами нашей Сибирской  истории. Всё это составляет у ребят представление на общекультурную ценность, взгляд,  ориентирующийся на максимально объективные представления о мире, о себе и себя в мире, подтверждаемые нашими занятиями, путешествиями.

Побывали с ребятами в диалоговых экскурсиях в редакциях ангарских газет «Время», «Подробности», «Вся неделя».

В редакции «Деловой партнёр» журнала «Ваш журнал»,

в городском краеведческом отделе ЦБС, в городском архиве, являемся постоянными слушателями, а иногда и выступающими в аудитории Литературного клуба в библиотеке  Нефтехимиков. Бываем на встречах с бывшими узниками концлагерей в городской общественной организации «Тихие зори».

Не по разу посетили ангарские музеи: «Старая квартира», «Музей минералов», музей «Победы», картинная галерея на ул. Файзулина.

Постоянно проводятся встречи с ангарскими, иркутскими писателями

(Андрей Румянцев, путешественник, краевед, музеевед И.И.Козлов, Сергей Корбут). С ангарскими  писателями состоялись незабываемые встречи с Любовью Ивановной Щедровой, Фёдором Тимофеевичем Устюжанином, Елизаветой Никаноровной Замащиковой, которых, к сожалению, нет уже рядом с нами. Учениками моего объединения собрано очень много интересного материала об ангарских писателях. Написаны рефераты, посвящённые жизни и творчеству литераторов Ангарска.

К юбилею города (2011г.) мы постараемся создать «ЛИТЕРАТУРНУЮ КАРТУ АНГАРСКА», над которой ведётся интересная исследовательская работа. Материал собирается понемногу, благо у нас есть «опекуны-краеведы», которые нас поддерживают. Помогают нам  наши писатели, поэты. Дарят нам свои книги, иногда рукописи, памятные писательские вещи: ручка, блокнот и т п. На основе собранного материала и дальнейших литературных исследований, у нас с ребятами,  обязательно выйдет биографическая книга о наших ангарских писателях.

На практике программа «Литературное краеведение» реализуется путём обучения исследовательской  деятельности учащихся в условиях дополнительного образования, как образовательная технология, которая позволяет решить следующие задачи:

развивает научное мышление,

транслирует предметное содержание,

 воспитывает личность.

Успешной образовательной технологией, стимулирующей исследовательскую и творческую активность учащихся объединения «Автограф» является ежегодная Муниципальная научно-практическая конференция по историко-литературному краеведению. Главным  мотивом для участников конференции является ценность интереса и удовольствия от исследовательской деятельности.

Итог всех исследований: исследовательская работа, которая заняла 1-е место на конференции, получение диплома учащимися, обозрение в местных СМИ, пополнение библиотечного книжного фонда по краеведению, выпуск сборника по историко-краеведческой тематике.

У ребят, занимающихся  исследовательской работой, было научное, изыскательское творчество и вдохновение, как высшее удовольствие от процесса творческого поиска. Конечно, это относится к лучшим из лучших.

К ребятам моего объединения успех пришёл не сразу, а был достигнут лишь  в 2008, 2009, 2010 годах. И то, начинался он в получении 3-го места  на научно-практической конференции. Теперь же, мы 2-й год занимаем 1-е места. Краеведческая работа подразумевает не просто знание о чём-то, но и путь познания, поиска, метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного, первичные наблюдения обычной житейской практики.

Литературное краеведение занимает ведущее место в работе объединения «Автограф», организация коллективной творческой, краеведческой деятельности школьников, основанная на сочетании групповых и индивидуальных формах работы, через которую реализуется содержание программы «Литературное  краеведение».

В ходе работы по литературному краеведению, у учащихся формируется интерес к творчеству, стимулируется желание совершать исследовательские поступки, создаются условия для свободного предъявления творческих достижений, самовыражения и самореализации, для переживания «ситуации успеха» (т.е.формируется мотивация творческой деятельности).

Обеспечивается возможность участия каждого ребёнка в кружковом мероприятии в том объёме и на том уровне, который возможен для  конкретного учащегося.

Ребятами приобретается опыт сотворчества в коллективной  деятельности (формируются коммуникативные качества).

2 ноября 2010 г. Краеведческая конференция в музее "Победа"

 

22 марта 2012 г.


Ситуация: Учащиеся 11 класса слушают  чтение произведения. Пристроившись удобно на стульях за последним столом, заснула ученица Ю., я же эмоционально читая, пользуясь невербальной семиотикой, а это кинесика и окулесика, наблюдала за девочкой, отходящей ко сну. Меня вначале это очень огорчило, но видя с каким интересом и вниманием слушают остальные дети, мне не хотелось прерывать чтение, терять то драгоценное внимание ребят, внимание не ко мне, а к читаемому тексту. Я и они были единым духом, мыслями, настроем!

Это было важным моментом!

И ещё, я подумала, что у девочки были домашние проблемы, перегруз в школе, т.к. это было далеко за вторую половину дня и она устала. Огорчение покинуло меня. Когда мы стали обсуждать прочитанное, обсуждение было эмоциональным, она проснулась.

Допускаю, бывают случаи в жизни у всех у нас, человек закрылся от суеты жизни, сном вобрал силу жить дальше...

 

Обучающийся часто опаздывает на занятия - это Рома, 4 класс.

Занятия начинались в 10-30. Рома приходит в 11 часов, занятия не пропускает,  с удовольствием занимается. Он объясняет, что не высыпается, то о у мамы ночует, то у бабушки. Значит есть проблема... Часто обидется и сидит молчит, закроется от всех. Я его не трогаю, лишь при удобном моменте поглажу по голове, по спине. Если Рома работает на уроке - похвалю. К концу урока его настроение выравнивается.

Когда Рома опаздывает, обязательно позвонит мне, а я и так знаю, что он опаздывает, только ему почему-то обязательно хочется позвонить, я же всегда отвечаю ему: - я жду тебя, Рома!

У него часто меняется настроение, предполагаю что, что-то в семье...

Проговаривала для детей, что важно быть в жизни обязательным и точным, это формирует человека и его дальнейшую жизнь.

Надеюсь, когда-нибудь Рома и его одногруппники поймут это, повзрослев.

Я же, сама живу уже 60 лет и всё учусь: постигаю технологии педагогического общения, рабираюсь в технике эффективного слушания, в механизмах восприятия человека: чувства мои обостряются, они всё тоньше и тоньше, всё глубже и глубже. А когда переработав методическое пособие по Артпедагогике, и, закрыв эту книгу, какой я стану?!

В педагогику пришла 10 лет назад, постигаю эту науку, она мне нравится! Кроме этого я ещё библиотекарь. Одно помогает другому. Люблю свою работу!

 

Бавает и такое: ученик занят телефоном, не реагирует на замечания. Это огорчает! Но главное, я знаю, не в них, а во мне это обстоятельство. (бывает)

Каждое своё занятие я продумываю, стараюсь находить интересные моменты по теме, подбираю интересные факты, по возможности, провожу к уроку презентации, подкидываю вопросы на "засыпку", играем с детьми. А когда мне самой скучно и "прозаично", то и у детей возникает желание поиграть в игры по телефону. Стараюсь всегда быть интересной, тогда не будет телефончиков, а если вдруг он у кого-то позвонит, так это родители беспокоятся: где ребёнок?

Дети - тонкие психологи, всё чувствуют, видят, понимают.

 

30 апреля 2013 г.

В конце учебного года, по программе подхожу к теме Великая Отечественная Война. Тема не простая. Волнующая, а главное, патриотическая!

 Ребятишки с большим интересом слушают чтение книг о войне, читаем стихи. Рисуем по теме. Дети вспоминают вместе с родителями о своих родственниках- участниках войны. На занятиях рассказывают о них. Всё, что читаем, слышим, пропускаем через свои души, сердца. Это трогательные часы, дни.

На одном из занятий, я показываю фотографии военных лет из книг, рассказываю о войне. Захар Кудинов поднимает руку, задаёт мне вопрос - Вера Николаевна, а вы сами-то на каком фронте воевали?

Это было смешно и трогательно! Какая я, думаю, старенькая для него! да ещё так много знаю о войне, значит, воевала!

Вот такие милые, думающие ребятишки шагают со мной рядом!

 

12 мая 2014 г.

 

   

 

         Одарённые дети:

 

Создание оптимальных благоприятных условий для гармонического развития одарённых детей и их творческой самореализации. Формирование системы социально-психологической поддержки способных детей.

Развитие социального партнёрства образовательных учреждений: школы и Дворца творчества. Одарённые, способные дети - это особый мир детства, задача педагога: понять этот мир, направить все усилия, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Важная особенностью моих обучающихся является их познавательная потребность: впечатления, любознательность, познавательная деятельность, острота восприятия  окружающего мира, их способность воспринимать сразу несколько видов деятельности – кружков, объединений. Они охотно учатся, отличаются остротой мышления, обладают наблюдательностью, хорошей памятью, умеют чётко излагать свои мысли. На самом раннем обучении и выявлении таких способных детей и является моей неотъемлемой задачей, формирование развивающей социально-образовательной среды для их обучения, воспитания и развития. Таких примеров с выявлением способных (одарённых) за десять лет накопилось не мало. Программа «Я - читатель!» рассчитана для детей начальных классов. Одним из главных показателей образованности человека является его умение читать. Эта программа помогает приобрести необходимые знания, книга становится их верным и надёжным другом. От того, читают ли дети, что читают, зависит их сегодняшний успех, конкурентоспособность на рынке труда в будущем, а в совокупности, судьба России, её будущее. Буквально с первого знакомства с детьми вижу, слышу, как подготовлен ребёнок к школьному обучению, кто-то умеет читать, у некоторых детей в семье принято читать книжки вслух, обсуждать прочитанное, но таких семей у нас крайне мало. Программа рассчитана на два года, за первый год выявляются способные дети, как я уже выше сказала, со всем набором критерий их познавательной деятельности. К середине второго полугодия подвожу детей к чтению стихов наизусть, разбираем прочитанные произведения, не стесняясь, дети, выражают свои мысли (проговариваем мысли вслух), рассуждаем, часто играем в литературные игры (викторины, кроссворды, головоломки и т.п.). За игрой дети хорошо раскрываются, не комплексуют. На занятиях вижу насколько ученик знаком с определённым набором знаний сказок, произведений русских, советских, зарубежных авторов. Чаще всего дети отвечают: - сказки Пушкина глядели по телевизору – мультики, и не только произведения Пушкина и других авторов. На занятиях и выявляются дети способные, а ко второму году к способным детям добавляются и «середнячки», те, которым я помогла раскрыться. На примере последних трёх лет, это сейчас 3 «Б» СОШ №31, а взяла 1 «Б», к середине 2-го года отлично себя  показали многие дети, с ними работали к подготовке двух НПК, итог 1 и 3 место (это годы 2 и 3 класса). Приняли участие конкурсного характера по  краеведению (это в СОШ №36 и Музей «Победы».

            На третий год дети перешли из младшей группы «Книгочеи» в старшую литературно-краеведческую «Автограф». Наблюдаю, как дети младших классов быстро схватывают и понимают учебный материал, правда, писать быстро не умеют, делают это неохотно, часто учебный материал добавляю распечатками с принтера, это портреты писателей, выдержки из книг. Приятно и легко работать со способными детьми, ещё приятнее, удовлетворительнее «раскрывать» детей запущенных, замкнутых, скованных. Видеть их благодарные глаза, счастливую улыбку, радостное настроение. И в школе учителя замечают, как ребёнок подтянулся в знании русской литературы, в чтении. А полученные медали за призовые места говорят о наших с ребятами достижениях, трудах не одного года! Это и работа с родителями (психолого-педагогическое просвещение). Немногие родители отзываются на наши совместные педагогические моменты. Те родители, которые заинтересованы в успешном конечном результате окончания школы, стараются развивать детей, поддерживают обучение своих чад в дополнительном образовании. Такие дети обучаются у меня и ещё в нескольких кружках, все дни у детей расписаны, даже в выходные дни. Родители моего «Автографа» младшего поддерживают нас уже 3 год, правда, к  концу 3 года, их становится всё меньше, дети подросли, стали самостоятельнее, теперь чаще всего телефонные звонки и записи в школьные дневники с позволения классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

С