На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АВТОГРАФ

13 подписчиков

О работе объединения "Автограф"

Организации педагогической работы с детьми, выражается  в развитии мотивация у детей, чтобы они с охотой занимались литературно-краеведческой деятельностью, не боялись трудностей, достигали  успехи в учёбе объединения, своей школы, чтобы обучение было эффективным, а это определяется результатом (насколько ребёнок «на выходе» отличается от себя самого «на входе»).

 Начала работу с учащимися литературно-краеведческого объединения «Автограф»,  в плане развития  знаний, умений, навыков по  предмету своей программы, а также развития, интеллектуального и личностного роста, я понимала, что предметы истории, литературы, географии и много других сопутствующих и развивающих предметов, это не предел Министерской программы «Литературное  краеведение». Пробудить интерес учащихся к литературе нашего Сибирского края, в частности к истории и литературе города, в котором мы живём, я понимала, что историю, культуру города надо начинать хотябы с небольшого знакомства-экскурсии по Иркутской области.

Это не только исторические, литературные уроки-беседы, но в первую очередь экскурсионные загородные и городские «уроки-путешествия».

За прошедшие пять лет, а осенью 2009 года нашему объединению «Автограф» исполнилось эта дата, я с ребятами, с их родителями путешествовала дважды по Кругобайкальской железной дороге.Впечатление, запоминающееся на всю жизнь! В мае этого года мы с ребятами планируем путешествовать по железнодорожному памятнику архитектурной постройки, т.к. состав объединения обновился.

Мы побывали в Усольском историко-краеведческом музее, на 1-й соляной скважине добычи соли, которая находилась не далеко от реки Ангары, скважина не входила в нашу путешествующую программу, но автобус был дворцовский, и мы воспользовались оставшимся временем от экскурсии. С нами были ангарские краеведы Елькина Надежда Петровна и Серёдкин Александр Иванович- это интересные «антикварные» люди города, очень хорошо знающие историю области и Ангарска. Об этой первой скважине нам рассказала, и показала её Елькина Н.П.

Нам повезло, по дороге в Усолье-Сибирское, детям рассказали о московском кандальном тракте, о Китойском мосте, о посёлках Китой, Биликтуй, о многовековой истории посёлка Тельма. Всё это путешествие и узнанное нами – детьми и мною было впечатляющим!

В библиотеку Дворца я собираю старые бытовые вещи начала XX века: крынки, угольный утюг, чугунки, веретено, старые навесные замки, ножницы, ложки, самовары и мн.др. Всё это история нашего края, которую можно видеть и потрогать, подержать в руках, утюгом помахать, так, как когда-то им пользовались в те стародавние времена, чтобы раздуть жар уголёчков.

На своих занятиях истории, литературы края, мне часто приходится пользоваться этими предметами, они являются полноценными аргументами нашей Сибирской  истории.

Хорошо закрепляют материал - путешествия в Этнографический музей «Тальцы», посёлок Большая речка, где находится всем известная улица Ангарская, на которой проживают интереснейшие люди! Это писатель Иркутска Валерий Нефедьев, побывавший на встрече с детьми нашего Дворца в 80-90-ые годы, художник Панов Юрий Андреевич (его знаменитые скульптуры из капа), художник Шутько Алексей, его деревянный фрегат, созданный им без единого гвоздя, красивейшие берестяные изделия, выставленные в мастерской зале деревенской избы его мамы.

Частые поездки в прибайкальский посёлок Листвянка. Это непередаваемые ощущения света радости, благости и созерцания самого чарующего моря Байкал, сказать озера, язык не поворачивается! Шум волн, набегающая пена, шуршащая по чистым камушкам берега. Всё это даёт ребятам чувство гордости за свой необыкновенный край. А картинная галерея имени иркутского художника В.Вампиловского. Побываешь в ней и увидишь в картинах художников Иркутской области географию, флору и фауну Сибири. Пик имени Черского, откуда просматривается заоблачный байкальский горизонт.

Все экскурсии, выше перечисленные, а также экскурсии  в Художественный музей имени Владимира Платоновича Сукачёва, дома-музеи декабристов Сергея Петровича Трубецкого (ул.Дзержинского, №60), Сергея Григорьевича Волконского(ул.Волконского, №10), Краеведческий музей Иркутска (ул.К.Маркса, №13), всё это составляет у ребят представление, взгляд на общекультурную ценность,   ориентирующийся на максимально объективные представления о мире, о себе и себя в мире, подтверждаемые нашими занятиями, путешествиями.

 Побывали с ребятами в диалоговых экскурсиях в редакциях ангарских газет «Время», «Подробности», «Вся неделя».

В редакции «Деловой партнёр» журнала «Ваш журнал», в городском краеведческом отделе ЦБС, в городском архиве, являемся постоянными слушателями, а иногда и выступающими в аудитории Литературного клуба в библиотеке  Нефтехимиков.

Не по разу посетили ангарские музеи: «Старая квартира», «Музей минералов», музей «Победы», картинная галерея на ул. Файзулина.

Постоянно провожу встречи с ангарскими, иркутскими писателями: Андрей Румянцев(поэт), путешественник, краевед, музеевед И.Козлов, Сергей Корбут(поэт). Из ангарских писателей были незабываемые встречи с Любовь Ивановной Щедровой, Фёдором Тимофеевичем Устюжанином, Елизаветой Никаноровной Замащиковой, которых, к сожалению, нет уже рядом с нами. Родственники Устюжанина Ф.Т., Стародубовой А.Н. передали нашему объединению писательские архивы. Мы с ребятами разобрали архив Стародубовой А.Н., встречались с сестрой и сыном поэтессы. На основе имеющегося материала, интервью с родственниками, газетного материала 70-90-ых годов, учащиеся «Автограф» провели большую исследовательскую работу творчества Аллы Николаевны.

Замащикова Е.Н. при жизни, в 2006 году подарила в библиотеку свою рукопись, она без названия. Мы с ребятами читали её, прочли и напечатанные произведения писательницы.

Учениками моего объединения собрано очень много интересного материала об ангарских писателях. Написаны рефераты, посвящённые жизни и творчеству литераторов Ангарска.

К юбилею города (2011г.) мы создадим ЛИТЕРАТУРНУЮ КАРТУ

АНГАРСКА, над которой ведётся интересная исследовательская работа. Материал собирается понемногу, благо у нас есть «опекуны-краеведы», которые нас поддерживают. Помогают нам и наши дорогие писатели, поэты. Дарят нам свои книги, иногда рукописи, памятные писательские вещи: ручка, блокнот и т п.

Свою лепту в накоплении писательского материала внесли Обухов Александр Иванович, Стулёва Галина Александровна, Кудашкина Надежда Николаевна, Богатырёв Вадим Николаевич, Корниенко Игорь Николаевич, Соболевская Людмила Васильевна, ученики, рано ушедшей от нас, Лии Алексеевны Болдыревой, это Тийттанен  Тамара Эрккиевна, Мартемьянова Людмила Васильевна, журналисты Ангарска Кобенкова Тамара Ивановна, Мухин Леонид Станиславович.

На основе собранного материала и дальнейших литературных исследований, у нас с ребятами,  обязательно выйдет биографическая книга о наших ангарских писателях.

Чтобы у детей было желание заниматься исследовательской деятельностью, а это кропотливый, требующий большой усидчивости, труд, я постоянно должна «держать» ребят на интересе! Это даётся мне нелегко. Я сама нахожусь в постоянном поиске интересного, захватующего литературного момента!

Если это волнует меня, я «погружаюсь» в события, в прочтения писательских произведений, то это, конечно интересно и ребятам!

Часто пользуемся  газетно-журнальными фондами библиотек города, мои ученики умеют работать с каталогами, картотеками.

Умеют выбирать из текста главное, составлять аннотацию к прочитанному. Умеют пользоваться справочной литературой.

Постоянно читаем произведения иркутских и ангарских писателей, после прочтения, разбираем произведения, анализируем.

Каждый ученик выражает свои мысли о прочитанном.

 На практике программа «Литературное краеведение» реализуется путём обучения исследовательской  деятельности учащихся в условиях дополнительного образования, как образовательная технология, которая позволяет решить следующие задачи:

развивает научное мышление, транслирует предметное содержание и воспитывает личность.

 Успешной образовательной технологией, стимулирующей исследовательскую и творческую активность учащихся объединения «Автограф» является ежегодная Муниципальная научно-практическая конференция по историко-литературному краеведению. За прошедшие пять лет были проведены конференции литературно-патриотического направления: «Светлое слово», «Пою тебе, моё Отечество», «Здесь Родины моей начало»,  «О подвиге, о доблести, о славе».

Главным  мотивом для участников конференции является ценность интереса и удовольствия от исследовательской деятельности.

Итог всех исследований: исследовательская работа, которая заняла 1-е место на конференции, получение диплома учащимися, обозрение в местных СМИ, пополнение библиотечного книжного фонда по краеведению, выпуск сборника по историко-краеведческой тематике.

Учащиеся конференции являются творческими людьми собственной деятельности, а их творчество перешагивает рамки школьных программ.

У ребят, занимающихся  исследовательской работой, было научное, изыскательское творчество и вдохновение, как высшее удовольствие от процесса творческого поиска. Конечно, это относится к лучшим из лучших.

Успех к ребятам моего объединения пришёл не сразу, а был достигнут в 2008, 2009, 2010 годах. И то, начинался он в получении 3-го места  на научно-практической конференции. Теперь же, мы 2-й год занимаем 1-е места.

 Краеведческая работаподразумевает не просто знание о чём-то, но и путь познания, поиска, метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного, первичные наблюдения обычной житейской практики.

Литературное краеведение занимает ведущее место в работе Объединения «Автограф», организация коллективной творческой, краеведческой деятельности школьников, основанная на сочетании групповых и индивидуальных формах работы, через которую реализуется содержание программы «Литературное  краеведение».

 В ходе работы по литературному краеведению, у учащихся формируется интерес к краеведческому творчеству, стимулируется желание совершать творческие поступки, создаются условия для свободного предъявления творческих достижений, самовыражения и самореализации, для переживания «ситуации успеха» (т.е.формируется мотивация творческой деятельности)

 Обеспечивается возможность участия в творческом мероприятии в том объёме и на том уровне, который возможен для каждого конкретного учащегося.

Приобретается опыт участия в коллективной творческой деятельности, коллективного сотворчества (формируются коммуникативные качества).

 При изучении курса «Историко-литературное краеведение» используются различные формы занятий:

Коллективные  - выставки, конференции,творчесие вечера, викторины.

Групповые        - теоретические уроки, практические уроки, беседы-диалоги, экскурсии городские и загородные, посещение городских  библиотечных гостиных - презентации новых книг ангарских писателей, встречи с писателями.

 Индивидуальные – консультации, сообщения и доклады учащихся, защита творческих работ, проведение пробных экскурсий у комплексных книжных выставках по литературному  краеведению Ангарска.

 За прошедшие пять лет литературно-краеведческой работы с учащимися, я и не подозревала, что это были самые интересные, плодотворные годы моей педагогической деятельности!

Я сумела «разжечь» интерес учеников к литературе, к поиску исследования, к самовыражению их мыслей, умению общаться и работать в коллективе, дружить, делать общее дело. Отмечать дни рождения, выходить на природу. Всё это есть моя и их жизнь, объединяющая нас одним интересом и делом! Нам помогают  родители, ездят с нами на экскурсии, интересуются нашими делами, приходят на Дворцовские мероприятия, мы с ними разбираем возникающие конфликты наших ребят в школе и дома. Всё улаживается, по-другому не может и быть. Что значит- все вместе!

 Ребята прошли 3-х годичную программу, были выпущены.

Теперь многие из них имеют небольшой успех в школе, в училище, в ВУЗе. Я довольна тем, что Гена Семёнов, Ярослав Игнатьев, учащиеся ПУ №8, успешно занимаются в училище, в частности по литературе, умеют работать с произведением, имеют свои суждения, умеют их отстаивать, особенно хорошо и убедительно получается у Семёнова Гены. Они принимают участие в училищных мероприятиях, как например, в чтении стихов на конкурсе чтецов. Они приходят ко мне и рассказывают о своей учёбе, о своих успехах и неудачах. Я слушаю  об измерительных элементах системы автоматики, о датчиках, о сигналах аналоговых и дискретных, о статической чувствительности и тогда моя чувствительность тает от всего этого, как сахар в воде, как я благодарна им за эти моменты!

Мои потраченные годы на них не прошли для них и меня даром. Тут же начинают читать стихи о войне, которые они выучили к празднованию 65-летию Победы: Симонов К. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», советуясь в отдельных моментах над выразительностью и расстановкой паузы.

Марина Амосова, она второй год учится в АГТА, пишет прозу, ранее я способствовала в напечатании её «пробы пера» в еженедельнике «Подробности», а также многих других учащихся объединения Яны Жарковой, Алёны Кузьминой, Кати Терехиной, Кати Осокиной.

Каждый учащийся вносит свой труд в создании литературно-краеведческого фонда и в исследовательской работе.

 Одни могут усердно работать с газетными, архивными материалами, другие прочитают выразительно текст произведения для слушающих, третьи нарисуют, напечатают на КП, прекрасно составят презентацию, сочинят стихи.

Мои славные, интересные дети, как мне с ними здорово работается!

Я учу их и учусь у них.

 Педагог-руководитель

объединения «Автограф»                                Краснова В.Н.

ДТДиМ

 6.04.2010 г.

Картина дня

наверх