Люди под звёздами именно так начал свой рассказ Владимир Николаевич Мутин, бывший коллега по редакции газеты «Знамя коммунизма» (ныне газета «Время»).«Я не постесняюсь этого высокого слова – Летописец Ангарска.
Имя его Шаганский. Михаил Ефимович приехал в Ангарск после военной службы в год, когда Никита Сергеевич Хрущёв подписал Закон о сокращении Вооружённых сил страны на более чем миллион человек, им, офицерам, от лейтенантов до полковников, отдавшим, считай, годы и годы жизни служению Армии, прошедших войну с Германией, Японией, повоевавшим в Корее, а на гражданке - ничего почти не умеющим, надо было начинать всё заново… Фотографом начинал свой творческий путь Михаил Шаганский в 1959 году, когда ему было уже за сорок. Печатался в газете «Восточно-Сибирская правда», давал фотоиллюстрации для самой первой книжки об Ангарске, написанной В.Тычининым. В июле 1960 года пришёл на работу в редакцию «Знамя коммунизма» в должности заведующего партийным отделом (он был коммунистом), затем стал заместителем редактора, 18 лет верой и правдой служил своим, оттачиваемым с годами, пером Ангарску. «Говорят, что у каждого города, как у человека, своя судьба. Иные, как люди, живут и умирают, оставив после себя недобрую славу. Другие, пережив бури изменчивых времён, стоят на земле, угрюмо глядя в своё будущее. Есть города, что, сбросив время прожитых лет, обрели вторую молодость. Ангарск же только начинает свой путь в прекрасное будущее. И в нём судьбы людей и самого города оказались в особо прочной связи: люди поднимали город, добывали ему громкую славу, а город настойчиво и смело гранил и чеканил людские характеры и судьбы» - в 1982 году напишет Михаил Шаганский в своей книге «Ангарск, годы, люди»»
Документально-художественная книга вобрала в себя предысторию и историю становления города в междуречье Китоя и Ангары.
Из книги М.Шаганского: «В канун 25-летия управления строительства, когда собрались в Ангарск многие из стоявших у его начала, я долго выпытывал у Инночкина и Станишевского, а они долго вспоминали, но так и не смогли припомнить, кто первым сказал: «Ангарск». Сказал буднично и просто, как о давно известном. Да, так оно, пожалуй, и было: имя Ангарск бытовало среди строителей города. -Стали мы снова прикидывать, как звучит это имя на слух, чуть ли не на цвет и вкус пробовали, - рассказывал Станишевский, - но лучшего придумать не могли. И потому единодушно приняли – быть городу Ангарском. А его жители зваться ангарчанами! Так неожиданно пришло из первых пятилеток имя города – Ангарск - города, который собирались построить ещё в 30-ые годы». Многое из того, что сообщил в своих очерках, статьях журналист Шаганский, через годы, когда он уже ушёл из газеты, стало страницами книги. Люди под трудовыми звёздами – Герои социалистического труда, первостроители, строители и нефтехимики 60 – 70-х годов, ордена и Красные знамёна коллективам города, люди о которых поистине гремела пресса области и страны, у которых учились созидать строители городов Братска, Саянска, Усть-Илимска, Шелехова, Байкальска – подвигом своим запечатлены на страницах книги «Ангарск: годы, люди». Михаил Ефимович большой книжник, собравший великолепную библиотеку, в основе которой, и центром, были издания о Советской Армии и армиях враждебных и дружеских стран, энциклопедии и словари, книги, подаренные Шаганскому иркутскими, ленинградскими, московскими писателями и поэтами. Он был членом Правления городской организации Общества книголюбов. Руководитель Ангарского литературного Объединения. Журналист, идеи создания тематических, праздничных номеров «Знамя коммунизма» воплощались всеми газетчиками городской газеты. Шаганский М.Е. – писатель, для которого первейшим гражданским долгом было запечатлеть в художественных или документальных образах подвиг народа в войне. Первым освоением в художественной форме военной темы для Михаила Шаганского была документально-художественная повесть, написанная совместно с Анатолием Семёновым, - «Солдат всегда солдат» - об ангарчанине Михаиле Чалове, участнике бельгийского сопротивления фашистам, командире отряда Русской партизанской бригады « За Родину». Затем публикации больших очерков об открытии Марковской нефти «Бомбардировщики идут за нефтью» ( в журнале» Байкал)», «Аргонавты кембрийского моря», документальные повести о боях на полуострове Даманском «Подвиг на Уссури», «Ангарское притяжение», «Ангарский вариант» - о людях электромеханического завода. Публикации в сборнике иркутских писателей о войне «Солдаты победы» и о героях соц.труда «Сибирский характер», составленный бывшим зам.редактора газеты «Знамя коммунизма» Вайнером Романом Моисеевичем – всё это были подступами журналиста Михаила Шаганского к самой важной для его литературного восхождения книге «Ждите нас перед рассветом». К сорокалетию Победы Иркутское издательство выпустило в свет книгу-исповедь М.Шаганского «Поезд дальнего следования». Главный герой книги – сам автор. Вместе с поэтом Анатолием Ивановичем Кобенковым он едет в гости к писателям города – побратима Иркутска – в округ Карл-Маркс-штадт в ГДР. «Поездные наши беседы и те, что потом продолжались поздними вечерами, когда заканчивались встречи и дневные путешествия по ГДР, не могли быть хронологически последовательны, - пишет М.Шаганский, - чаще всего возникали они по самым случайным и неожиданным поводам. Но неизменно давали толчок к размышлению- сопоставлению и связи давних лет с настоящим…» Именно этими неожиданными поводами определена композиция повести. Здесь и размышления о советской военной художественной литературе (зарисовки о жизни и работе писателей ГДР). Но, пожалуй, самое важное в повести «Поезд дальнего следования»- восстановление событий, первых боёв с захватчиками, воспоминания о бойцах-артиллеристах, с которыми автору приходилось, в дни войны, выходить на прямую наводку по танкам гитлеровцев. «-Дистанция 400 метров…- голос Титова возвращает к главному, что предстоит,- 350… - По головному…Прицел постоянный. Огонь!- командует Филатов. Хлёсткий выстрел бьёт по ушам. Второй, третий. Сразу вспыхивает два танка, через выстрел ещё один, Немцы обнаруживаю огневую…»
Фрагментарность повествования, раздумья о прошлом, обращенья к читателю, искренность разговоров прозаика и поэта о немецкой культуре, драмах Шиллера, стихах Гёте- книга эта, маленький памятник солдатам, прошедшими дорогами войны до Берлина и возродившими Великую Страну от ран. -У каждого из нас – воевавших - при всей общности судьбы на всенародной войне была и своя война, со своей дорогой к Победе. Мы шли к ней – одной из всех - каждый через свой Сталинград и свою Курскую дугу, хотя назывались они по-разному, и пришли совсем на другие места и дни этой нескончаемо долгой войны. Но ничего из пережитого мы не забыли. Скорее, отдаляясь, минувшее воспринимается острее… - пишет М.Шаганский. …Утром экспресс Берлин-Москва оставил перрон Восточного вокзала. -Я никогда не думал и, говорили мне, - не верил, что можно так быстро соскучиться по Родине, - облегчённо вздохнул Кобенков. – Теперь домой… В пути нас встретил дождь - счастливая примета возвращения».
Книги об Ангарске, очерки в газете «Знамя коммунизма», в журнале «Сибирь», документальная повесть «Ангарский вариант»- ступенька к художественному произведению, с которым, когда бы теперь ни заходила беседа, о творчестве ангарских литераторов, навсегда связана с памятью о Михаиле Ефимовиче Шаганском.
Его книга о подвигах разведчиков из героев имеет своих прототипов. Один из них (в повести он назван Романом Зубовым) жил и работал в Ангарске. В других образах соединены черты характеров, работа и подвиги разведчиков, артиллеристов, с которыми столкнула фронтовая судьба Михаила Шаганского. Автор – ветеран войны, подполковник запаса, с первых часов вступивший со своей батареей в бой с танками гитлеровцев. Давние незабываемые годы, люди, бои в основе повести «Ждите нас перед рассветом» Иркутск, 1977 г.
«Скорее всего, сработала память, мгновенно вырвав из прошлого те месяцы до первого ранения, когда он служил в противотанковой батарее. Только у пушки, как лётчик в самолёте, артиллерист чувствует ту спокойную уверенность, которая позволяет ему выйти из самых трудных положений»,- так может сказать только тот, кто прошёл военную школу, кто знал, что такое солдатский пот и труд. Точных, художественно ёмких страниц в повести можно прочитать много. Одна из них – эпизод танковой атаки немцев. К ней каждый солдат готовился, не ожидая ни похвал, ни орденов, ни громких слов о долге и необходимости выстоять и выдержать, превратить бронированных «тигров» и «пантер» в дымящиеся костры.
На протяжении повести, читатель несколько раз будет размышлять над судьбами артиллеристов, отмечать торопливую, незримую в темноте окопную работу пехотинца, вглядываться в карту Штаба дивизии, кода нарастает тревога ожидания нового удара со стороны врага и надо вместе с героями повести предугадать остриё этого клина, волноваться за разведчиков, когда они уходят через нейтралку, под перехлёст пулемётных слепых очередей, под мертвенный свет ракет.
С нетерпением следит читатель за подготовкой к поиску разведчиков, которые с перебранками, с подначиванием друг над другом готовятся как будто не к предстоящим боям, а к будничной привычной работе. Из повести узнаёшь, как работали разведчики: «От ленивого, вечно ворчащего на ходьбу и обожающего «спальное положение» ефрейтора Белова не осталось ни следа. Работал мастер – ловкий, быстрый, точно знающий, как поступить не вообще, а именно в эти конкретные мгновения». Мастеровитость своих героев все время будет подчеркивать М. Шаганский в своем Алексее Гордееве, Валентине Белове, Василии Сметанине, Косте Точилине, Борисе Балкове. На гражданке когда-то давно уже, как говорят разведчики, два года прошло с тех пор, все они были люди невоенные, и вряд ли думали, что станут солдатами. В одну из предпоисковых ночей, полную звезд и звонкого стрекота цикад, горького запаха полыни, выпала минутка откровенного разговора Лешки Гордеева и Кости Точилина. Мы узнаем, что Костя был музыкантом, а Лешка – чего только не успел за свои четверть века: был токарем, грузчиком, моряком в Одесском порту, даже в матросах покрасовался, хотел быть писателем. А остался солдатом. Разведчиком.
« - О талантах после войны поговорим.
- Оно бы не худо…»
До конца войны оставалось после их разговора еще шестьсот дней войны. В этом разговоре видится идейно-нравственная основа повести М. Шаганского: русский человек, где бы он ни был по зову Родины, становится талантом – и на колхозном поле, и у станка, или в цехах завода, или на поле брани. Как наставники, они учат своему искусству мальчишку, сыну полка, сбежавшего от отца с матерью на фронт, - Ромку Зубова. Они учат понимать и побеждать опасность. «В разведке своя мерка людям. Тут храбрость, изворотливость, ловкость разумеются сами собой, как, например, у настоящего слесаря чутье на металл и мастерское владение напильником. Весь вопрос в том, как ты этой храбростью распорядишься, готов ли, не щадя себя, выручать товарища в крутую минуту без лишних слов взять себе самое трудное…»
За три месяца Ромка становится опытным разведчиком и однажды принимает огонь гитлеровцев на себя, чтобы спасти и своих ребят, и фрица, которого они тащат на себе в дивизию. «Он хлестал одной беспрерывной очередью, не слыша и не ощущая ничего, кроме яростной дрожи автомата.
Взрыва гранаты он не услышал, да и не мог услышать – вспышка пламени мгновенно оборвало сознание. Осталось только ощущение бесконечного падения беспросветную мглу. Но вот падение замедлилось. Откуда-то пробился к нему колючий лучик, заставивший открыть глаза. Прямо над ним сияли белым пронзительным светом августовские звезды, а на встречу им земля бросала оранжевые всплески разрывов». Образы Ромки Зубовы, Лешки Гордеева – мечтателя и думателя, Вальки Белова – шутника и балагура, бывшего садовода, а теперь настоящего солдата – удача повести. За их подначиваниями и подкавырками друг над другом, показной бесшабашностью и удалью стоит глубокая фронтовая дружба. Поисков в повести несколько: захват группой Сметанина немецкого инженера Румке – строителя оборонительного вала по Днепру, поимка мотоциклиста «дедовским манерам» - проволокой над дорогой. И на конец – последний подвиг разведчиков лейтенанта Листопада. Случайно или нет, но вот казалось бы, странность: фронтовые разведчики у писателей – фронтовиков получают имена, близкие героям Э. Казакевича из его «Звезды». В «Звезде» он – Травкин. У М. Шаганского – Листопад. В повести И. Акимова «Баллада об ушедших на задания» главный герой капитан Сад. В романе В.Карпова «Взять живым» - Василий Ромашкин. Думается, подспудно здесь сказывалось влияние одного их самых первых произведений о фронтовых поисковиках книги Э. Казакевича, где действуют, заметьте, Травкин – самый земной, Аниканов – Аника – воин, Голубь. Человек против войны, даже если он профессионал, военный. Земля, мир и человек – неразделимое целое, и за это борются герои повести, о героях войны. « - Война… - процедил Шепелев, прижав ладонью пачку писем. – А как им понять, если в каждом полное крушение жизни? Знаешь, я всех к Отечественной представил. Один у нас орден, что семье вручают. И детям и внукам видно будет, за что солдат остался в земле лежать. И победа придет, поглядят на орден и скажут: вот и наша в ней доля» - говорит М. Шаганский в повести, размышляя о пройденном пути своих героев.